Share Next Entry
Кто есть армянин?
aram_hakopian

О том что уже написано

В последнее время в армянской прессе появились интересные статьи о взаимоотношениях армян родины и диаспоры в контексте разных целей и ценностей которыми армяне живут в настоящее время в разных местах. Нужно отметить что эта дискуссия очень важна поскольку помогает диаспоре и населению Армении лучше понять друг друга, избежать ненужных заблуждений которыми рады воспользоваться известные силы чтобы разделить наш народ. Наличие разных мнений в этих публикациях фактически отражает реальные отличия в том как армяне воспринимают такие понятия как родина, гражданство, патриотизм, долг и т.д. В кратце основные идеи следующие.

В блоге-заметке “кто есть армянин?” в "armtoday.info" девушка-этнограф (Ю. Антонян) из Армении придерживается мнения что только жители Армении могут быть полноценными гражданами и патриотами. Ее возмущает легкость с которой люди уезжают из Армении, опасность этой тенденции, ее раздражают "пустые" патриотические разглагольствования многих эммигрантов. Это отражает широко распространенное мнение в Армении что роль диаспоры в некотором смысле отрицательна поскольку истории о "заморских" возможностях и примеры знакомых "успешно" устроившихся "там" подталкивает армян из Армении искать удачи за рубежом что ослабляет страну. Уехавшие как правило ассимилируются и от них мало пользы для родины.  

Тот же портал напечатал интересную статью Карена Агекяна "Респектабельность или борьба?" в которой перепечатана и проанализирована статья Варткеса Альянака, председателя армянской общины Берлина на памятном мероприятии 24 апреля 2010 года.

Господин Альянак подчеркивает трудности с которыми сталкивается диаспора в таком казалось бы справедливом деле исторического признания преступлений совершенных в отношении армянского народа, в замалчивании этих событий в угоду сегодняшним политическим пристрастиям. Западный мир считает что диаспора националистическая и "базируется ... на инструментализации своей истории", создает проблемы и "трудности для политического сотрудничества". "... место поминовения геноцида около 1,5 миллиона армян и более 100 тысяч арамейцев – это изолированное место молчания. Факт остракизма и изоляции, в которую вытолкнуты западные армяне, не в последнюю очередь имеет своей причиной логику политики в мире, где негосударственные сообщества в принципе рассматриваются как акторы, создающие проблемы. Сообщества, основанные на коллективной памяти, считаются проблемными, поскольку воспоминание рассматривается как нечто иррациональное". Господин Альянак подчеркивает: "Поэтому мы сегодня должны сказать «нет» идее примирения, не потому что ожидаем признания вины. Мы говорим «нет», потому что вследствие почти ста лет отрицания история, наша история, украдена у нас. И еще потому, что в текущих дискуссиях не видно готовности признать нашу историю, сохранить ее – совсем наоборот. Цена политического урегулирования, политического примирения - это предательство истории и сегодняшнего дня лишенной родного дома Западноармянской Диаспоры."

Комментируя эту речь, господин Агекян предлагает сосредоточиться на том что в действителности важно сегодня для Армении. Он считает что методы самосохранения диаспоры обречены на гибель если эти усилия не будут служить более амбиционной задаче политической борьбы. Он комментирует что "нельзя исключить, что с каждым очередным десятилетием у отдельных личностей в Спюрке будут рождаться более глубокие концептуальные мысли о Геноциде, ответственности Турции ... По мере того как возрастают темп человеческого бытия, скорость и объем разнообразных информационных потоков, задача сохранения становится для диаспоры все безнадежнее. Изменить вектор возможно только тогда, когда сохранение становится не самоцелью, но средством для главного – политической борьбы. Когда на первый план выходит не аутентичность (памяти, культуры и проч.), но нравственно-мобилизующий заряд общего достояния, когда создаются стратегии, каналы и механизмы целенаправленных политических действий. ... Новое открытие насильственно разрушенной армянской культуры» – зачем? Чтобы диаспорных армян больше уважали их неармянские сограждане, чтобы армяне в Спюрке имели чуть больше возможностей для обреченного дела сохранения гаснущей идентичности?".  К. Агекян далее комментирует статью В. Альянака: "Эта обида (на конъюнктурный мир политики) есть следствие нашего незнания законов политической сферы и неспособности в ней ориентироваться". Читателям рекоммендуется через поисковики познакомится с другими интересными статьями К. Агекяна об армянских диаспорах в историческом контексте.

Серия статей на портале "Voskanapat.info" анализирует тот же вопрос. Александр Микаелян в своей статье "Нам нужен армянский эллинизм" предлагает рассматривать гражданство в более широком смысле и не считать армянскими гражданами только граждан РА и НКР. Он утверждает  "...гражданство любой страны отражает ее историю, а вектор эволюции этого понятия обычно направлен в сторону большей включительности."..."Знаем ли мы природу гражданства как постоянно эволюционирующей категории? Есть ли у нас понимание гражданства и основанная на нем программа национального строительства?"..."У нас нет недостатка в ренегатах-прагматиках, провозглашающих национальную идеологию атавизмом, но нет теоретиков-патриотов, занимающихся практическим совмещением идеологии Нжде с реалиями глобализма". А. Микаелян анализирует опыт "гражданского" строительства греков, римлян, византийцев, турок, американцев и израильтян которые содавали нации через включение и ассимиляцию других народов. Этому противопоставляется идея "айастанской исключительности" и необходимость искоренения пещерных представлений армян об армянстве. Проблема в том что "мало того, что мы не умеем делать армянами самих армян, мы еще с совершенно непонятным торжеством (святая простота!) расписываемся в своей беспомощности и бездарности, закладывая эти качества в основу нашего «патриотизма»!". Автор считает что "только скоординированная репатриационно-иммиграционная политика и меры по воспитанию армян в духе единства могут изменить сложившееся положение. Это – прямая обязанность и даже долг новой Армении перед ее забытыми детьми."..."Сегодня деградация нашего политического мышления выражается в попытках отрицания отдельными лицами принадлежности армян Арцаха, Баку и Тифлиса семье нашего разбросанного по миру народа. Разрушать всегда легче, чем созидать!"

                Левон Мелик-Шахназарян в статье "Нам нужен армяноцентризм" соглашается с А. Микаэляном в следуюшем: "Ситуация эта непременно должна быть исправлена, это – одно из возможных составляющих укрепления мощи армянских государств, невозможной без излечения язвы чувства избранности у одной части народа, особенно неприемлемой на фоне чувства непричастности к общеармянским задачам у других." ..."армянские государства обязаны предпринять максимальный комплекс мер, способствующий возвращению армян на историческую Родину." Л. Мелик-Шахназарян лаконично формулурует свое понимание армянина (на родине или в спюрке): "Армянин – это человек, мыслящий по-армянски (речь не о языке), думающий о Родине, готовый пожертвовать ради Родины не только благосостоянием, но и жизнью. Армянин – это человек, стремящийся жизнью и поступками своими содействовать укреплению авторитета Армении и армянского народа. Армянин – это человек, каждое утро видящий в окне силуэт Масиса. Даже если он живет в Австралии. Армянин – это человек, бережно хранящий традиции и мировоззрение армянского народа. Армянин – это человек, ежесекундно чувствующий свою причастность к армянскому народу и совершенно безразличный к арбитрам."

                Портал "Voskanapat.info" также перевел "Евангелие освобождения Армении" армянского патриота, поэта и публициста Рафаэла Патканяна написанную в 1889 году. Автор в категорической форме соответствуюшей историческому моменту утверждает что "настоящий армянин тот, кто искренне и страстно желает и содействует независимости Армении. Все остальные – армяшки, т.е. не только негодные армяне, но и негодные люди." Он дает интересную характеристику диаспоре: "Вне Армении армяне похожи на квартиросъемщика, который трудится, украшает эту квартиру, из которой рано или поздно должен быть изгнан законным хозяином." На том же портале напечатана интересная статья "Во всех бедах виноваты другие..." о Шагане Натали. Ш. Натали анализирует причины поражения Армении в начале 20-го века. О необходимостри адекватного анализа момента истории и вытекаюших из этого соответствуюших решений и действий. Даже если это не согласуется с обшепринятами концепциями. В достаточно жестком и возможно неоднозначном контексте он комментирует: “перед тем как учить турок, нам надо много учиться у них тому, как создавать нацию”.

О Патриотизме

Хотелось бы поделится собственными соображениями поскольку считаю это одним из фундаментальных вопросов нашей национальной самоиндентификации. Если в кратце то Я согласен с уважаемыми мною авторами, которых процитировал в первой части статьи. Тем не менее нужно добавить больше красок чтобы картина была более цельной.

Тезис первый. Патриотизм жителей Армении и армян диаспоры - это разные понятия. Я опускаю слово "гражданственность" поскольку обыкновенно это подразумевает свод хороших правил поведения для тех кто в "основном" проживает в Армении. Патриотизм шире, и многие армяне которые ни разу не были в Армении являются большими патриотами. Дело в том, что для армянина диаспоры - любовь к Армении - это в некотором смысле добровольное чувство выбора. Я не говорю о том что должно быть с точки зрения идеального воспитания потомков, а подчеркиваю то что есть на обыденном уровне "массового" армянина диаспоры. Участвовать в жизни Армении материально или персонально армянин диаспоры решает полностью добровольно в отличие от жителей Армении которые вовлечены в это хотят они этого или нет. В диаспоре армяне связаны обязательствами стран проживания. Это не есть плохо как многие думают в Армении. Люди в диаспоре в большинстве своем заняты повседневными делами, болеют, рожают, решают проблемы, умирают, то есть живут тем же чем живут многие в Армении, за исключением того что не платят налоги в Армении, и не служат там же в армии, а делают это в странах своего проживания. В отличие от армян диаспоры, каждый мысляший человек в Армении понимает что благосостояние Армении прямо отражается на его собственном благосостоянии. В Армении на государственном уровне в школах преподается история страны и патриотическое воспитание это часть жизни, чего нет в диаспоре. В диаспоре связь с родиной меньше, в массе своей люди не отождествляют свое настояшее с благосостоянием Армении, они варятся в другом соку.  Появляется другой соблазн - забыть вообше что ты армянин, считать себя допустим американцем, и гордиться этим и не нагружать себя проблемами маленькой страны где-то там, мало ли что предки были оттуда. Так, к примеру в Америке, у всех предки из разных стран, и это не мешает им быть американцами. И к сожалению это часто происходит. Поскольку патриотизм диаспоры это в некотором роде добровольное понятие, то немного труднее это формализовать, скажем требовать чтобы они служили в армянской армии или отчисляли скажем деньги каждый год. Итак, армяне диаспоры - это граждане своих стран и они не могут просто сравниваться с жителями Армении с точки зрения патриотизма. Идеально все должны быть идеальными патриотами, но жизненные обстоятельства привносят коррективы которые надо понимать. Понимать, но не пускать на самотек. И Я согласен с  К. Агекяном, что пассивная задача сохранения диаспоры обречена на поражение. Много наших соотечественников сохраняют любовь к своей стране, но на индивидуальном уровне задача сохранения идентичности в другой среде непосильна очень многим и к сожалению это и есть причина ассимиляции диаспоры.

Патриотизм армян диаспоры не заменит патриотизм армян из Армении. И наоборот. У каждого свое место. Нельзя требовать от армянина диаспоры быть гражданином Армении. Гражданин в хорошем смысле этого слова - человек который соблюдает законы своей страны и трудится во благо себя и во благо страны платя налоги, служа в армии и так далее. Хороший гражданин это еше и патриот своей страны, что означает - сердцем болеет за свою страну и сделает если надо больше чем формально от него требуется как от гражданина. Армянин диаспоры - это гражданин страны в которой он живет и делает так как описано выше для своей страны. Но никто ему не запрешает быть патриотом Армении, то есть сделать для Армении что-то свое. Быть армянином это не есть привилегия или повинность. Быть армянином - это коллективно защищать нашу состоятельность как исторически сложившийся тип людей со своей правдой и ценностями.

Тезис второй. Армяне в Армении и разных странах имеют разную идентичность. Это естественно. Люди вырастают и учатся жить в разных условиях. Юмор, правила хорошего тона, ведение дел, манеры и т.д. разные в разных странах, и это отражается на наших соотечественниках. В Армении видят разницу между "апаранцем" и "ленинаканцем" - что же говорить об аргентинских и американских армянах. То есть на личностном уровне есть различия и это нормально. Естественно, что армянин диаспоры приехав в Армению совершенно не приспособлен к местной жизни. Тем более что как южная страна, Армения очень специфична (не в смысле - плохо) и это должны понимать в диаспоре. Точно также в Армении - должны понимать почему диаспора не рвется в своей массе в Армению. Многие приезжают с хорошими намерениями и уезжают разочарованными. Это все естественно и нет ничего страшного если это понимать и быть готовыми к этому. Мой племянник вырос в Москве, и родители сохранили гражданство Армении. Он захотел служить в Армении. Пришлось отправить его на полгода к родственникам чтобы он адаптировался к местным условиям перед армией. Нужно ли объяснять что ему пришлось бы очень туго если бы не предварительная адаптация.  Я бы предложил создать специальные батальоны для желаюших из диаспоры служить в Армянской армии, где бы учитывались упомянутые особенности.

Повседневная жизнь в Армении затрагивает в большей степени людей живуших там. У живуших скажем в Америке и России свои проблемы о которых армяне в Армении зачастую даже не в курсе. Например, "американскому" армянину надо заплатить за университет ребенка 20-50 тысяч долларов в год и если он потеряет работу то зачастую он потеряет дом и так далее. Армянин диаспоры живет среди других людей другой жизнью и очень часто не понятен точно также как непонятен другой американец, итальянец и т.д. Армяне из Армении в глазах иностранца в том числе и армянского происхождения зачастую очень экзотичны. Армяне диаспоры это не люди "временно проживаюшие" там, это люди которые там живут. Одним словом, разнообразие - это не катастрофа, но надо осторожно и с понимаем подходить к этому.

Тезис третий. Каждый армянин нужен и важен - все те кто любит Армению. Если мы собираемся решать проблему объединения армян Армении и диаспоры - надо провести черту: (1) армяне диаспоры не дизертиры, не предатели, не "шур твац", как они там оказались и почему - это не важно, важно то, что если они любят Армению - можно вовлечь их участвовать в жизни страны; диаспора - это наш потенциал; эта наша “нефть” которую возможно не просто достать из недр, но при правильном отношении к делу, которая вернет все инвестиции сполна; (2) эммиграция - это зло которое нужно остановить через создание условий индивидуальной реализации в стране, уменьшения коррупции, вовлечения инвестиций диаспоры (смотри далее), информированием населения о сложностях эммиграции, чтобы остановить тех кто уезжает не подумав, помошь в репатриации тех кто уже уехал, и которые могут реализоваться в нынешней Армении не хуже чем на чужбине. Помошь всем добровольцам кто хочет вернуться. Диаспора сама по себе не выживет, точно также сегодня не выживет Армения без помощи диаспоры. Легко все это писать - но как это сделать?

Итак какова реальность сегодня: диаспора находиться в постоянном кризисе ассимиляции, поскольку относительно слабо организованная и держится на добровольцах - она не может остановить эту проблему, отчасти потому что многие коммуны маленькие и у них не достаточно ресурсов. Несмотря на наличие сильных диаспорских коммун, время также беспошадно ослабляет их. Армения относительно слаба и сама нуждается в помощи и не может помочь. Нужна новая концепция которая поможет мобилизовать две (точнее многочисленные) части наши народа. К. Агекян называет это политической мобилизацией. Далее Я это называю "взаимной вовлеченностью" используя терминологию мирного времени и подразумевая конкретную стратегию.

Стратегия Взаимной Вовлеченности

Предыдуший опыт. Крупные Игроки. Армения переживала экономический расцвет во времена СССР. Независимость - это огромное достижение, но анализ положительного опыта прошлого необходим. Этот экономический расцвет во многом был обусловлен наличием "Большого Игрока" - центра. Праведными или неправедными путями инвестиции из центра привлекались в Армению, и было построено большое количество заводов, реализованы гигантские проекты атомной электростанции, канала Арпа-Севан, большое количество исследовательских институтов. Такие города как Абовян и Чаренцаван возникли вокруг новых заводов. С точки зрения репатриации, большое количество армян из Азербайджана и арабских стран приехало в страну. Абовян в шутку называли "Лох Анджелос" подразумевая что он населен приезжими: "лох" означал "все" на наречии азербайджанских армян, "анджелос" - имелись ввиду "ахпары" - армяне из арабских стран которые были связанны родственными узами с армянами Лос-Анджелоса. "Большой Игрок" в свое время изменил Армению, которая как маленькая страна вряд ли смогла бы реализовать такое количество проектов самостоятельно. Пожалуй что-то похожее на эффект "Большого Игрока" был заметен недавно в связи с инвестициями Кирк Киркоряна. Инвестированные $150 миллионов изменили дороги Армении, и огромный эффект очень заметен. С грубой прикидкой: инвестиции в размере $50 миллионов и выше создают эффект "Большого Игрока" - это серьезная сумма которая дает заметный эффект и достаточно политически весома чтобы оставаться под личным покровительством политической элиты - чтобы глубоко корумпированное среднее звено бюрократии Армении не вмешивалось в его деятелность. Коррупция в Армении - это другая большая тема. Как правило среднее звено бюрократии с которой сталкивается большинство населения, мелкий и средний бизнес - есть основной носитель этого феномена. Политическая элита при всей своей неоднозначности по крайней мере старается положительно выглядеть в глазах избирателя как бы мы их не оценивали но вряд ли она в состоянии контролировать весь бюрократический аппарат. Также - крупный бизнес платит большие налоги, и в целом становится государствообразуюшим элементом экономики что приносит политические дивиденды. В этом плане в Армении крупный бизнес более защищен чем мелкий и средний. Известно много случаев когда предприниматели диаспоры вкладывали деньги в Армении на уровне мелкого и среднего бизнеса и рано или поздно выдавливались из страны.

Итак, Армении нужны "Большие Игроки" чтобы глобально воздействовать на экономику и быть устойчивыми в условиях слабых политических институтов среднего звена. Также нужны модели интеграции мелких и средних предприятий под "крышей" и защитой "Больших Игроков". Поскольку чистый бизнес в целом заинтересован в стабильных политических институтах, наличие больших игроков должно положительно воздействовать на государственные институты через лоббирование законов минимизируюших коррупционные риски.

Диаспора как потенциальный "Большой Игрок". Немного арифметики для грубой оценки финансового потенциала диаспоры в пересчете на год. Помошь диаспоры через "All Armenian Fund" порядка $15 миллионов. Помошь американской диаспоры через лоббирование интересов Армении - $50 миллионов в качестве американской помощи. Прямые частные переводы из России - порядка $300 миллионов. Частные переводы из Штатов и Америки на порядок ниже, но этот парадокс легко объясним. Как правило, переехавшие работать в Европу и Америку забирают с собой семьи сразу или по прошествии некоторого времени. Эти направления как правильно безопасны для проживания со своими семьями, то есть необходимость значительных финансовых переводов уменьшается. В Россию, в силу известных трудностей миграционного характера, многие боятся вывозить семьи и работают в выездном "гастарбайтерском" режиме, отсюда и значительные суммы переводов. Учитывая разный уровень доходов в России и на Западе, не будет большой ошибкой оценить суммарный потенциал западного направления в три раза выше, то есть приблизительно в $1 миллиард если бы это осуществлялось переводами а не выездом родственников. Эта цифра ($1 миллиард) есть показатель финансовых инвестиционных возможностей диаспоры. Это больше трети бюджета Армении, то есть это серьёзная заявка на потенциального "Большого Игрока”. Это сто тысяч хорошо оплачиваемых по армянским меркам рабочих мест ($10,000 в год). Не считая дополнительные рабочие места которые образуются как следствие этого. Если это произойдет - пусть кто-либо скажет после этого что диаспора не вовлечена в процветание Армении и что она не патриотична.

Диаспора может стать "Большим Игроком" через инвестиционные компании акции которых могут купить армяне диаспоры. Единственными инвестиционными зонами будут территории Армении и НКР. Нужно понимать что мы живем в эпоху капитала. Нравится нам это или нет. Новые поколения мыслят в этих категориях. Одно дело - просто помочь, это когда дал деньги и забыл, другое дело инвестиции. Если человек может вложиться не в абстрактную кампанию на западе, а в компанию реализующую крупные проекты в Армении, такие как железную дорогу в Иран, или ветряные электростанции в ущельях Армении, и т.д. - то это пойдет по другой статье семейного буджета. Как говорят в Америке, идею нужно "продать" людям чтобы они верили что таким образом они выполняют свой патриотический долг и возможно даже заработают деньги (пусть даже в отдаленной перспективе). Форма частной инвестиционной компании западного образца с западными менеджерами армянского происхождения до некоторой степени повысит доверие частных инвесторов которые как правило не верят корумпированным государственным или почти-государственным струтурам. Я не сомневаюсь что найдутся талантливые менеджеры которые смогут осилить такую работу. Это не должны быть просто инвестиционные банки которые инвестируют в малый и средний бизнес а именно крупные инвестиционные компании которые инвестируют в большие проекты чтобы избежать коррупционного давления среднего бюрократического звена. С точки зрения больших инвестиционных проектов - проекты будут выиграшные поскольку не будет много игроков таково уровня с точки зрения конкуренции. Эта статья намерена просто показать это потенциальное "месторождение нефти" но не ставит задачу раскрыть все детали того как можно это реализовать. Но несколько следуюших соображений намерены показать как диаспора также выиграет в других вопросах. Инвестиционные компании могут создать модели "зонтика-крыши" малого и среднего бизнеса для предпринимателей диаспоры. К примеру, если предприниматель хочет открыть дело в Армении он заключает договор с инвестиционной компанией, которая ограждает предпринимателя от коррупции через свои защитные механизмы. Конкретные формы взаимодействия с инвестиционными компаниями можно отработать таким образом чтобы это поощряло предпринимательство и было выгодно инвестиционным компаниям. Таким образом эти инвестиционные компании должны превратиться в механизм участия диаспоры в Армении, быть адвокатами и защитниками предпринимателей диаспоры незнакомых с местными спецификами. Очень важной статьёй в деятельности этих компаний должна быть поддержка малых коммун в диаспоре. Это когда инвестиции будут приносить доход. Таким образом диаспора создаст финансовую основу в Армении, которая создаст рабочие места, и в некотором будушем будет способна поддерживать саму диаспору.  То есть прямо (если Армения будет достаточно богата чтобы помочь) или косвенно (через диаспорские инвестиционные компании) Армения вовлечется в поддержку диапоры в других странах.  

Заключение

Эта статья - продолжение обсуждения очень важной темы в последнее время активно обсуждавшейся в армянской блогосфере - отношения различных частей нашего народа друг к другу. Можно было бы обойтись политкорректностью, возможно время все бы расставило по своим местам. Но если возможно правильно расставить акценты то это предпочтительнее и делает нас сильнее. В целом было много интересных мыслей высказанных уважаемыми мною авторами: Левоном Мелик-Шахназаряном, Кареном Агекяном и Александром Микаеляном. В статье процитированы только некоторые из них - читателям рекоммендуется ознакомится с полными статьями. Я же хотел поделиться своими наблюдениями о патриотизме с точки зрения представителя диаспоры хорошо знакомого с менталитетом жителей Армении. Не ищите врагов, а ищите точки соприкосновения, в конце концов все желают успеха родине. Важно понимать кто есть кто, что ожидать чтобы не разочаровываться. Мне кажется нужна большая взаимная вовлеченность через разные формы взаимодействия. Одна из таких возможных форм - концепция диаспоры как крупного игрока в экономическом поле Армении - возможно есть ключ которым нужно воспользоваться. Возможно это не просто реализовать, но там есть потенциал который стоит усилий. 


http://www.voskanapat.info/news/o_tom_chto_uzhe_napisano/2010-07-11-607

  • 1
Г-н Арам, спасибо за статью. у меня мнение отличается от вашего во многом, но во многом мы и согласимся.

поскольку ваша статья очень длинная, я не могу спорить по всем пунктам (много времени и т.д.), но вкратце я убежден, что:

Диаспора для Армении, но не Армения для Диаспоры.
Живущий в диаспоре, особенно в н+1 поколении может быть армянином и считать себя таковым, однако будущее Армении решается исключительно в Армянском Нагорье. Кроме того, живущий в Диаспоре армянин (к счастью, совок закончился), может в любой момент свободно приехать в Армению и начать принимать прямое участие в ее судьбе.

Т.е. центр - Армения, Диаспора это переферия.

Я не вижу в Армении айастанского шовинизма, его как такового в действительности нет (в данный момент), при том, что я сам диаспорянин со стажем не менее двух веков - и живу сейчас уже два года в Армении. С армянским у меня до сих пор большие проблемы, а крестился я полгода назад. Именно по этой причине считаю, что довольно хорошо понимаю как относятся в Армении к диаспорянам - общаюсь с разными общественными организациями всех видов.

В любом случае, Диаспора помогает Армении многим материально, но все это должно быть третьестепенным по отношению к помощи человеческими ресурсами. Вся молодежь диаспоры должна постепенно собраться в Армении, откуда когда-то уехали ее предки - и талантливые физики и официанты и даже преступники, все должны прийти рано или поздно в Армению. Все остальное имеет мало значения.

Прочел заметку Юли.

С Юлей я тоже не согласен. Все армяне за рубежом Армении должны иметь право быть полностью армянами и никогда не "французами армянского происхождения". Ибо француз не армянин, какое бы происхождение у него не было.

Я стараюсь с этим термином бороться, но пока туго. Армянин, неважно где, главное как, когда и куда (в Армению?). Может быть это будет его правнук?, но назвав его французом мы отнимем у него такую возможность.

Я собственно согласен что диаспора это периферия. Более того только в Армении наша культура может развиваться. Там в тексте есть, что как сейчас все происходит - диаспора обречена на вымирание. В чем я принципиально не согласен с Юлей (ничего персонального, это борьба подходов), это в противопоставлении Армении диаспоре, преуменьшении роли и потенциала диаспоры.

Официальные данные: 200-300 тысяч туристов в год. Каждый оставляет не меньше $1000. Это пол миллиарда долларов - не потенциальных а конкретных вложений. Я отправляю в год значительно больше в помошь родственникам, года четыре назад гостил - потратил тысяч восемь не считая билетов.
Куча народа купила квартиры в Ереване, я таких знаю несколько семей. Это все экономика которая подпитывает.

это все хорошо и очень много пользы но не морально рассматривать диаспору как источник обогащения как делают некоторые айастанцы

Это так. Вообще-то тема очень большая. Надо дальше разобрать проблему.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account