Previous Entry Share Next Entry
Предсказуемость первична, традиция есть одна из форм предсказуемости
aram_hakopian
(навеяно статьей Дав-а: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=847792978630709&id=100002000440197  )

Если глубоко разбираться "рациональной" стороной традиции - то ее сила в предсказуемости. Более того, скорее всего предсказуемость первична, традиция есть только одна из форм предсказуемости. То есть понимая под "Cвое" определенную степень предсказуемости, а традиция есть однa из таких составляющих.

Традиции это естественное желание членов общества быть предсказуемыми друг для друга. При любых обстоятельствах люди пытаются общаться, жениться, и т.д. с такими как они, понимаемыми в смысле предсказуемости.

Скажем, если для человека важна девственность женщины, это как бы предполагает некоторое обоснование "надежности" женщины - стоит ли с ней провести вместе жизнь не только в радостях но и трудные моменты. Является ли это единственно-возможным критерием надежности? - Нет. Девственность женщины не "гарантирована" скажем ее кавказским происхождением, но повышает вероятность. Если же женщина "современная" с опытом отношений с мужчинами, то нужен другой критерий предсказуемости. Возможно женщина сможет убедить в своей "предсказуемой надежности" не будучи девственницей. Но "кавказская традиция" выхватывает следствие - важность девственности. "Предсказуемость" выхватывает ее рациональный смысл.

Дружеские отношения, дворовые отношения, профессиональные отношения, какие специфические культуры как "рабиз" в Армении - они генерируют всякие формы "предсказуемых общностей" основанными на условных правилах поведения и мышления. Многие стихийно. Сильные формы приживаются. Какие-то искусственные умирают. Естественно, когда скажем армяне вместе - образуются какие-то формы свойственные армянам.

Можно думать о некотором контроле над этим процессом. Полностью это нельзя контролировать, но можно отслеживать существующие полезные формы и пиарить их, усиливая их эффект.

Опасность ЛИЦЕМЕРИЯ в том, что люди, пытаясь имитировать нечто другое, не понимают что в "другом" очень много невидимых нюансов, которые трудно предусмотреть если вы не из той же общности. Естественно, не все что для вас "естественно" будет естественно в другом. Такие люди рано или поздно "размазываются" в своих ценностях, и постепенно превращаются в "пушечное мясо" - доноров нового поколения других общностей.

Почему все-таки "предсказуемость" есть более фундаментальное понятие. Традиция изменяется со временем, она разная в разных местах, и достаточно условна как в определении, так и в желании всех членов общества следовать ей. Конкретная традиция достаточно статична. "Предсказуемость" же, в свою очередь, может пониматься как статично, так и в динамике, поскольку передает рациональный смысл. Можно сказать, что традиции это более или менее устойчивые виды "предсказуeмых общественных явлений и отношений".

  • 1
Предсказуемость снижает риски, страхи потерь, связанных с изменениями. Ключевая роль в регуляции поведения за нейротрансмиттерами дофамина. Рецепторы дофамина находятся в областях мозга, отвечающих за мотивацию, любопытство и вознаграждение. Генетическая вариация, которая влияет на рецепторы дофамина D4 и DRD4, определяет степень предрасположенности к рискованным действиям. Одна из вариаций связана с повтором последовательностей ДНК гена, отвечающего за то, как рецептор DRD4 реагирует на дофамин. Люди отличаются в зависимости от набора повторяющихся ДНК последовательностей. У большинства людей четыре копии ("четыре повторных аллеля"), но встречаются и другие вариации, вплоть до семи копий, которым свойственна пониженная эффективность DRD4 рецепторов. Люди с "семью повторами аллелей" проявляют больше любопытства, открыты к новому, готовы рисковать. В крайних проявлениях это неусидчивость и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Эволюция человеческих популяций стала возможной в силу определенного количественного баланса людей с четырьмя копиями и людей с семью копиями. Без первых нет закрепления и передачи знаний об окружающей среде, без вторых нет предвосхищения изменений и адаптации к новым условиям. Не буду делать переносов на армянскую среду, поскольку тема мало исследованная. Но собака с рабизами зарыта где-то там.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account