Previous Entry Share Next Entry
Ограниченность рационального мышления. Или заменит ли рациональное иррациональное
aram_hakopian
Сначала анекдот, который взял у Сергея Шушинского:
**********************
Анекдот от Познера

Насчет логики – хотел рассказать анекдот. Пришел студент, окончивший Кембридж и Гарвард, к ребе, и сказал: «Ребе, я хочу учить Талмуд». Ребе спросил: «А ты арамейский – читаешь». «Нет, не читаю». «Так. Ну а древнегреческий?». «Нет, не читаю». «А что вообще знаешь?» «Ну я окончил Кембридж и Гарвард и специалист по логике Сократа». «Нет, не годится». «Ну как не годится?» «Я тебе тест устрою. Если сдашь – то я тебя буду учить. Два человека залезли в дымоход. Когда они вылезли – у одного лицо было совершенно черное, грязное, а у другого чистое. Кто пошел мыть лицо?» «Смешно. Конечно тот, у которого грязное» «Неправильно. Думай логически. Тот, у которого грязное лицо, посмотрел на того, у которого чистое лицо, и понял, что у него – тоже чистое лицо, и не пошел мыться». «Да, не подумал». «Ну хорошо, давай еще. Двое залезли в дымоход. Когда они вылезли – у одного лицо было грязное, а у другого чистое. Кто пошел мыть лицо?» «Ну понятно, кто пошел! Пошел тот, у которого чистое лицо». «Нет, никто не пошел». «Почему??» «Ну как почему? Тот, у которого грязное лицо, посмотрел на того, у которого чистое лицо, решил, что у него тоже чистое, и не пошел мыть лицо. А тот, у которого было чистое лицо, увидел, что тот не пошел мыть лицо – и поэтому тоже не пошел. Ну хорошо. Давай еще раз. Двое полезли в дымоход… и так далее… Кто пошел мыть? Оба пошли мыть лицо!» Ну, короче кончается тем, что никто не пошел – а логика такая: «Послушай, мальчик. Двое не могут залезть в дымоход и выйти с чистыми лицами! Это ведь абсолютная логика! Ты не можешь учить Талмуд!». Из выступления Владимира Познера в "Жеральдин" (20.10.15).
******************

Оставив в сторону юмористическую ее часть, это хорошая иллюстрация манипуляции рационального мышления. Современный человек отличается от человека прошлого именно рационализацией мышления. Интуиция и иррациональная система координат человека достаточно сильно деградировали. Отчасти из-за успехов технологий и науки. Действительно, технологический прогресс это в значительной степени продукт рационального.

Но загвоздка в том, что даже технологии рождаются в умах как "свалившиеся на голову" идеи и гипотезы, и рациональное только помогает претворять ее в жизнь.

То есть в упрощенной модели, рациональное мышление создает среду, варево, где рождаются иирациональные идеи, и рациональное также помогает доводить идеи до реального воплощения. Но рациональное никак не заменяет иррациональное. И вышеприведенный анекдот именно играет на этом, смешивая рациональные и иррациональные доводы, и показывая в некоторой степени ограниченность рационального мышления.

Именно такая рационализация мысли породила определенные способы идеологической манипуляции. "Логические умозаключения" создают иллюзию правдоподобности, расчитывая на то, что среднестатистический человек не углубляется в анализ точности этих умозаключений. Маленький незаметный нюанс, внедренный в логическую цепочку, может привести любые такие рассуждения к желаемому результату, независимо от их истинности.

?

Log in

No account? Create an account