Previous Entry Share Next Entry
Национальная идея это теория или менталитет?
aram_hakopian
Оригинал взят у aram_hakopian в Национальная идея это теория или менталитет?
Очень много разговоров на тему "национальной идеи". По мнению многих, эта такая что ли теория, при осознании которой общество воспрянет и будет "сворачивать" горы. Может это и так, хотя "масштаб" силы этой теории должен быть созвучен с глубоким пониманием очень сложных общественных процессов. Это наталкивает на мысль о невозможности создания такой законченной теории, поскольку она все равно будет основана на неполных моделях понимания этих общественных процессов.

Двадцатый век прошел как период тестирования двух концепций. Первое, что личный интерес является двигателем общественного развития (капитализм). Второе, что планирование и осознанные общие интересы первичны (социализм, коммунизм) и соответвенно общество должно исходить прежде всего из этих интересов.

Двадцатый век завершился подтверждением относительной истинности обеих утверждений. Действительно личный интерес это очень хороший двигатель, но сам по себе вырабатывает много напряжений и несправедливостей в обществе и является разъединяющим фактором. С другой стороны, подавление личных интересов социально-коммунистического плана приводит к уменьшению производительности труда, поскольку упрощенно моделирует общество и плохо учитывает разные возможности и менталитеты людей.

Эволюция идет к балансированию этих концепций, и вопрос все еще открыт со всех сторон. Причем это не только вопрос организации общества, но и вопрос чисто идеологического плана в контексте "национальной идеи". Конкретно, что объединяет людей и как люди могут совмещать "личное" и "общее". Это очевидно важно также для борьбы с коррупцией..

Пытаясь ответить на этот вопрос, я обратился к самому себе. Может если я смогу сформулировать свои движущие силы - в попытках понять оптимальное "мироустройство", то может в этом и будет содержаться некоторый ответ. Поскольку это воображаемое мироустройство не будет само по себе, а конкретные люди как я будут его содержанием.

Первое, каждый человек вырабатывает свои какие-то интересы и живет в соответствии с ними. Скажем в экономике "личный интерес" есть пожалуй самый "быстрый" фактор развития, который преображает мир здесь и там за короткие периоды времени.

Собственно поэтому "личный интерес" должен быть интегрирован во все идеологические конструкции. Более того вся организация общества и власти должна быть переосмыслена именно в этом контексте, чтобы каждая должность несла бы в себе обе нагрузки - личной и общественной заинтересованности. Это потребует много труда, но игра стоит свеч. То есть, в отличие от прошлого личный и общественные интересы не должны противопоставляться. Нужно находить идеологические формулы объединяющие эти два фактора. А формы могут быть разнообразные.

Возьмем конкретно вас и меня. И этот анализ. Почему эта тема интересует? Меня этот вопрос интересует из личных "шкурных" побуждений. Которые также являются общественно полезными. То есть я думаю и действую в том же ключе о котором говорю.

1. Я хочу чтобы страны, к которым я привязан, процветали. Меня внутри такая мысль греет и без того чтобы это разбирать дальше. Скажем, чтобы у меня или у моих детей был бы всегда выбор приехать отдохнуть или жить в Армении. То есть интерес вполне конкретный и личный.

2. Я думаю что свободный человек должен быть немного аристократом. И позволять себе "роскошь" в некоторых идеализированных стремлениях, мыслях и действиях. И быть немного выше желудочных интересов. Иначе вы становитесь рабом этих интересов и потому несчастным человеком, сколько бы у вас не было этих благ. Это вопрос здорового духа. И вполне лично конкретен для душевного здоровья. Этот феномен объясняет "благотворительность" некоторых людей, объясняет действия героев, доброту, помощь близким и т.д. Немного неожиданный пример. Вспомните Мимино, когда он говорит "сдачи не надо". В этой фразе при всем позерстве есть симпатичная часть - и это то о чем я говорю - свобода духа. В этом "аристократическом контексте", в смысле позволения себе роскоши желать, быть и т.д., я хочу чтобы была Армения и процветала. Это было желание моего отца, деда и т.д., и мне это понятно и приятно что как-то это передается по цепочке. Даже если все что я делаю это капля в море, и этот вклад незначителен. Потому что это прежде всего для меня самого. Но в совпадении с общественными интересами. Может под давлением обстоятельств я это не буду делать из-за занятости, но все равно я буду этого желать.

3. С точки зрения реализуемости идей, исхожу из мысли что люди понимают свою выгоду. Меряется ли она деньгами, здоровьем или чем то иным. И надо исходить из этого. И сказать то что и так думают все - личный интерес это основной двигатель и не есть грех. Единственное что надо добавить - это постепенное внедрение в менталитет, что личное благо является "особенно" ценным когда не за счет общественного, и "предельно" ценным когда в пользу. Это вопрос силы духа и крутости. Может ли человек позволить себе роскошь быть таким? Круто иметь Лексус, закатить большой пир, или съездить на Мальдивы. А можешь ли ты себе позволить себе иметь подобные же "личные" блага без того чтобы быть дерьмом в общественном смысле, и тем более чтобы твои дела в контексте "личного интереса" были полезны обществу? В глазах некоторых круто украсть или нечестно отобрать. Но еще круче формулировка - а можешь ли ты заиметь те же блага без воровства. Это же труднее а значит еще круче. И воспитание населения с точки зрения пропаганды должно идти в этом ключе учитывая сложившиеся менталитеты мышления и поведения. Это естественно не означает что все должны быть ангелами.

Теперь самое важное. А что если "национальная идея" это не теория? А всего лишь определенная "заряженность" на персональном уровне? То есть, когда людей думающих соотносить "личные" и "общие" интересы будет очень много, то эти капли желаний и действий сделают то что не сделает никакая идеология. То есть каждый человек наполняет смыслом "национальную идею" на своем "молекулярном" уровне, добавляя каплю общественно-полезного. Тогда масштаб "национальной идеи" действительно соответсвует ее наименованию поскольку интегрирует море персональных смыслов.

Опять же, не претендую на истину в последней инстанции и на полное раскрытие темы. Основная идея - это менталитет понимания личных интересов одновременно в плоскостях индивидуальной и общественной полезности, или по крайней мере в отсутствии общественного вреда. При таком менталитете каждый человек это положительная единица. И в этом именно национальная идея. Не в формулировании "теории", а однонаправленной заряженности общества.

?

Log in

No account? Create an account