Previous Entry Share Next Entry
Демократия это не конечное состояние, не результат реформ, а постоянная реформа
aram_hakopian
kot_begemott написал очень интересную ремарку: http://aram-hakopian.livejournal.com/916619.html

Там есть серьезная мысль: развитие это не есть конечное состояние, а это процесс, и то что мы наблюдаем на Западе это процесс очень длительного времени, и нельзя тупо копировать Запад на Восток. Я согласен с этим, и сказал бы что это в значительной степени относится и ко многим постсоветским государствам.

Означает ли это что надо ждать долгое время чтобы дойти до "демократического" уровня Запада? Ответ, нет.

Чтобы понять это, надо правильнее улавливать суть. Демократия это не конечное соcтояние. И ошибка очень многих людей, включая политологов, в том, что они сравнивают современное состояние одного госудраства с другим. Между тем демократия это не состояние государства а логика его развития. Это процесс. Говоря математическим языком, это дифференциал, а не конечная величина. Нельзя в один момент из "0" перейти в "1000".

Что же это за процесс такой? Исходя из данного состояния общества, в государстве систематически оценивается предыдущее состояние и адаптируются законы и процедуры функционирования государства, которые переводят его на новый уровень. Демократия это постоянная реформа. Это двигатель, который двигает его вперед. Ошибка многих в том, что они понимают демократию как конечное состояние, и сравнивают соответствующим способом.

Демократия в контексте институтов выборности и т.д. это всего лишь элемент этой стратегии, когда "реформы" на всех уровнях делегируются более эффективным в некотором смысле людям. Такая "параллелизация" реформ ускоряет реформы в том плане, что одновременно решается множество проблем на всех уровнях. Такая система может не быть устойчивой и подверженнa общественным болячкам, и определенные ограничения и условности могут ее существенно стабилизировать. Но при этом важно, чтобы они не выхолащивали суть процесса.

Интересно, то же самое заблуждение существует во многих областях. Например в образовании. В системе образования США, акредитация учебного заведения не столько в уровне обучения, как это очень многие думают, а в существовании механизмов самоконтроя и постоянного улучшения. Аккредитационные агенства оценивают общую организацию образовательного процесса, а не уровень преподавания по сравнению с другими. Они оценивают механизм самооценки и улучшения.

?

Log in

No account? Create an account