?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Образованность - это не абсолютная категория
aram_hakopian

Выступления в Тунисе, Египте, Йемене на первых полосах газет. Некоторые наблюдатели связывают выступления с увеличением количества "образованных" в этих странах. http://www.versii.com/news/224008/

Логика следующая: образованные люди в курсе как живут люди в других странах и в смысле достатка и в смысле "свобод" и это зарождает волну недовольства когда таких образованных людей становится много. Интересная точка зрения которая заслуживает внимания.

В этой логике можно также рассматривать Армению и другие постсоветские страны. Если даже поставить в сторону "образованность", большая диаспора армян и тесные связи с Арменией могут приводить к похожим эффектам. Поскольку в обеих случаях вопрос в "информированности" о другой - "лучшей" жизни в других местах, и связанных с этим недовольством тем, что есть у себя и соответствующем разбирательстве - кто в этом виноват.

Но сначала об образованности. Сегодня порог "образованности" в общественном понимании часто связывается с наличием высшего образования или чего-то подобного. В старые времена порог образованности был ниже, почти на уровне грамотности - умения читать и писать.  Как правило, "образованность" ассоциируется с наличием у человека адекватного и информированного кругозора, и как правило, образованный человек ассоциируется с прогрессом, эдакой "умственной потенцией". Насколько правдива эта модель?

Оставляя в сторону точные науки, инженерию и т.д. - вопрос в "общественно-политической" образованности, то есть как "образованные" люди воспринимают и вовлекаются в общественную жизнь.

Если понимать "образованность" как "информированность" то это не указывает на персональную или общественную "полезность" "носителя" этой информации. Поскольку информация это всего лишь отражение реальности "понятое" и "пересказанное" другими людьми, и в зависимости от личности пересказателя и его интересов, эта информация может быть неправильной, заинтересованно-передернутой, неполной, неточной и т.д.

"Необразованный" человек в некотором смысле более персонально "устойчив" поскольку живет в соответствии с определенным укладом жизни. Плохо или хорошо - этот уклад "утрясен" поколениями до него и достаточно отшлифован, чтобы так или иначе объяснять ему реальность и его место в этом, даже если этот кругозор достаточно ограничен.

"Образованные" люди зачастую теряют "стержень" понимания реальности и своего места в нем. Они более подвержены "хаотическому" воздействию информации и могут быть манипулируемы, "оболванены", запутаны, и т.д. поскольку "идеализируют" источники информации. Многочисленные "правдоподобные" идеологии сбивают многих с толку через привлекательный популизм и пропаганду.

Положительная сторона образованности в том, что человек учиться смотреть далее горизонтов привычных устоев жизни. Для некоторых, в силу воспитания, "устои" - это своего рода "оковы", и увлечение новыми идеями - это своего рода освобождение. Другие относятся к "устоям" как к всего лишь "рекомендациям" и поэтому более спокойно относятся к этой уже существующей "жизненной системе координат. 

Отрицательная сторона образованности в смысле информированности - это далеко не всегда правильное переваривание этой информации. С этой "умственной" пищей надо также осторожно обращаться как и с обыкновенной, в смысле количества, качества и смешивания. Зачастую восприятие нового происходит через упрощенное понимание и популистские идеи, и такие люди подвержены "революционным" настроениям. Им кажется что все просто и понятно, надо "поменять этого" и "упразднить то" и все проблемы решаться. Этакий умственный "юношеский" максимализм. Разрушаются устои, отрицаются ценности.

"Зрелая" образованность приводит к выработке внутренней "системы навигации" через эту информацию, серьезной ее фильтрации. Зрело-образованный человек не отрицает "уклад-устои-традиции" а "поднимается" над ними, используя преимущества "привычных-устоев" и снисходительно воспринимая слабости, и использует "уклад" как "стержень" и "опору" в восприятии и фильтрации нового. Иначе можно легко потеряться. Отсюда и уважение многих "великих" к своим обычаям, религии и устоям. Не потому что они идеальные и правильные, а потому что являются основой постижения нового.

В свете сказанного, действительно человек, увидев-познав другой уровень жизни проходит через мировозренческое испытание и не понятно как это испытание заканчивается. И у власти-элиты должен быть ответ и видение, почему здесь не так как в другом месте, и куда мы идем. Поскольку вопрос уже стоит и уж лучше ответит на это власть-элита, чем это сделают провокаторы и манипуляторы. Это лакмусовая бумажка для любой власти. Если у нее есть это видение, то она сможет объяснить. Если у нее нет этого видения, значит она непригодна. Поскольку вопрос не только в хлебе, а скорее в том как устроена жизнь и как правильно она воспринимается.

Итак "образованность" это благо если она служит созиданию. Но образованность в смысле информированности - это также и вызов в восприятии происходящего, поскольку информация сама по себе не есть истина, и она поднимает вопросы которые могут стать разрушающими если на них вовремя и адекватно не реагировать.