Previous Entry Share Next Entry
Еще одно послесловие к обсуждению статьи Маргариты Симонян
aram_hakopian
Введение

В моем блоге долгое время темы диаспоры и Армении были разделены друг от друга. Эти были как бы два отдельных мира со своими специфическими проблемами и ценностями. Но судя по всему, эти направления дискуссии начинают сходиться. Армянам Армении желающим уехать из своей страны не помешает лучше узнать что они приобретут и что потеряют прежде чем "влиться" в диаспору. Одновременно диаспоре не помешало бы прояснить для себя тонкие грани этнической и гражданской общности.

Глобализация повысила мобильность населения по всему свету. В силу поиска лучшей жизни, лучшей работы, лучшей зарплаты, желания перемены мест и т.д. От этого никуда не деться. Армения и диаспора превратились в сообщающиеся сосуды. Что нельзя оставлять на самотек. Сообщающиеся сосуды не опасны когда потоки сбалансированы. Для этого балансирования требуется уточнение понятий на всех уровнях дискурсов о связке Армения-Диаспора. Решения находятся там, где есть понимание процессов. Если есть понимание процессов, то существует и формат их преподнесения понятный для людей разного уровня. И задача интеллектуалов найти эти форматы-формулировки.

Недавно дискуссия в этом направления интенсифицировалась в силу разных причин. Я призываю не относиться к этой дискуссии как к выяснению отношений. Кто прав и кто не прав. В интересах всех разобраться с этим, чтобы всё стало очевидным. В этом случае в выигрыше будут все. Надо понимать, что поиск истины предполагает (а) искренность в формулировании своих мыслей, которые могут быть сыры или ошибочны до определенной степени, но помогут увидеть какие-то типичные представления и (б) готовность к восприятию полезных идей высказанных другими людьми, поскольку сила общности в возможности накапливания мудрости от разных людей.

Некоторые соображения по этому поводу

Недавно Маргарита Симонян достаточно точно охарактеризовала настроения ассимилирующихся армян в России: http://m-simonyan.livejournal.com/58205.html. Здесь нет намерения критиковать ее, скорее я благодарен ей за искренность и формулирование своей точки зрения. Но я буду обращаться к ее мыслям в следующих комментариях для обоснования своих мыслей.

1. Верность своей Родине проживания не противоречит лояльности к своим историческим корням.

Я это разъяснил здесь в отношении армян: http://aram-hakopian.livejournal.com/596366.html):
- "...Маргарита Симонян объясняет читателю, что ее армянскость вторична, а российскость первична. И обобщает это в том духе, что таким же образом можно вписать все национальное разнообразие в общую российскую действительность. Приводит пример американской семьи, в которой разнообразие исторических корней не мешает их общему самовосприятию как американцев....Симонян заметила тольку одну часть интеграции народов... Действительно что все нацмены должны быть прежде всего лояльными гражданами стран проживания. В России они должны чувствовать себя россиянами в первую очередь поскольку они там живут. Но это не противоречит тому чтобы быть одновременно лояльными к своей исторической родине. Политика очень субъективная материя, там ветры дуют во все стороны. Есть ветры, которые синхронизированы и в интересах Армении и России. Армяне - российские граждане не должны быть 5-ой колонной в России, но они должны находить и поддерживать упомянутые "течения" в интересах обоих стран. Не противoпоставляя две свои ипостаси "армянина" и "россиянина", а склеивать их в единое целое. И в этом заключается задача успешности диаспоры..."

В дополнение к этому, "национальное" не входит в противоречие с "российскостью" если система отношений организована правильным образом, как я ранее высказывался здесь: http://aram-hakopian.livejournal.com/124596.html:

- "Включение русской цивилизацией других народов должно происходить не по пути отрицания/пренебрежения происхождения своих граждан, а по пути предоставления им возможностей гражданина великого государства. То есть бОльшей включительностью в общее российское. Нужно уметь защищать своих граждан независимо от их происхождения. Это сделает "русский" проект привлекательным для граждан и взамен Россия получит лояльных подданых. Чтобы, скажем, чеченец гордился своим российским гражданством и ценил ее. Не получится заставить его "забыть" о своем чеченстве. Но российское гражданство и чеченское происхождение могут стать двумя дополняющими ипостасями его личности. Со временем и развитием человеческого материала общегражданское будет преобладать если к этому подойти серьезно. Для этого не надо лебезить перед чеченцем и плеваться за его спиной, а надо вырабатывать политику и последовательно претворять ее в жизнь. Чтобы объяснить мысль - я по происхождению армянин и американский гражданин. Я горжусь своим гражданством и своими корнями, не скрываю этого. И никому в этой стране не придет в голову противопоставлять эти две стороны личности. Я также очень хорошо отношусь к России. Но вот вам пример российского отношения с своим гражданам. Недавно российский гражданин не был допущен в самолет азербайджанской компании только на основании того что у него армянская фамилия, и все что мог сказать российский МИД - это предложение не ездить таким гражданам в Азербайджан. То есть российский МИД согласился "выключить" этого гражданина из нормальных россиян прогнувшись перед расизмом азеров.... Может ли этот гражданин гордиться после этого своей родиной - Россией?  Это удел слабых и малых государств.. Это унизительно для государства российского масштаба. Можно предложить российскому МИД-у поучиться у своих американских коллег умению защищать своих граждан. Защита "граждан" это не красное слово. Это механизм "включения" граждан, т.е. механизм воспитания лояльного и патриотического населения...."

К месту слова Иеры Рамазановой http://flnka.ru/aktualnoe/4622-margarita-v-posudnoy-lavke.html: "...Главред «RT» считает, что ее «анемнез», т.е. забытая «армянскость» это хорошо: «с точки зрения будущего России – только так и должно происходить», пишет она. Но в конце все-таки напоминает, что она не русская и что в ней нет ни одной капли русской крови. Только что в этом хорошего? Почему нельзя оставаться этнической армянкой и при этом патриотом России?...Если такие метаморфозы по нраву космополитичной Маргарите Симоньян, то почему ее примеру обязаны следовать остальные, особенно представители коренных народов России?..."

2. Не надо смешивать все народы в одну кучу. Маргарите должно быть известно, что многие нерусские национальности России более чем лояльны России. Если взять тех же армян, то было несколько волн переселения армян в Россию в разные времена, подавляющее количество которых ассимилировалось и ассимилируется в России и не создало никаких проблем. И если поднимающий свою голову нацизм в России не различает "хороших" и "плохих", это не вина этих лояльных национальностей. Они по своему интегрируются в российское общество, и им не нужны дополнительные советы и нагоняи. Более того они имеют право на самобытность, почитание своих традиций и корней если это не входит в противоречие с российскостью. В тех же США, которые приводит Маргарита как пример, это только поощряется, и никаким образом не противоречит общенациональной плавильне.

Проблема не в инородных российских народах, и даже не в мусульманстве. Проблема в том, что Турция и Саудовская Аравия разыгрывают каждый в своих целях общие языковые и религиозные корни. На протяжении веков тюркский язык сложился как общий язык кочевых народов. При этом генетически, тюркские народы России ближе к своим российским корням чем турецким. Тем не менее турецкие эмиссары проводят большую системную работу с российскими тюркоязычными народами через образовательные, религиозные и пропагандисткие каналы по прививанию "родственности" с Турцией. То же самое Турция делает и с нетюркоговорящими мусульманскими народами апеллируя к религиозной общности. Похожим образом играют саудовцы и их союзники в своих целях. Эти искуственно-создаваемые "родственности" создаются в противовес российской общности - это и есть корень проблем.

3. Верность не является иммунитетом. Маргарита признается что причиной ее статьи явилась обеспокоенность в связи с националистическими "Русскими Маршами". То есть, в некотором психологическом смысле, Маргарита подсознательно думает что определенная "верность" к русским придаст ей иммунитет и защитит ее.

В этой связи не могу не согласиться с Иерой Рамазановой: "...если начнутся беспорядки, то будут учитывать не ее русское мировоззрение, а армянскую внешность. И это касается не только ее самой, но и родственников. Об этом она хотя бы задумывалась? Может проще привить людям уважительное отношение к другим культурам и языкам...". В аналогичном ключе верно высказался блогер ardeswit (http://ardeswit.livejournal.com/31667.html): "...Перед тем, как провозглашать себя русскими, всем желающим неплохо бы убедиться, что настоящие русские готовы принять их к себе, а не сказать в ответ что-нибудь смачно-русское, вроде: "Да какой ты русский, твою мать? как был чуркой, так чуркой и останешься!" А кроме того, чтобы все прошло гладко и с пользой для страны, нужно чтобы и сами русские отказались от частицы своей русскости и растворились в новой русскоязычной, но многокровной нации. Ну, хотя бы чтобы отреклись от многовековой традиции управления с помощью палки и включили немножко английского ума. Готовы русские к этому? Не похоже. Просто Марины судят по себе. Им кажется, что если они готовы отречься, то все готовы, и русские тоже. Нет, милые, даже те, о чьем величии вы печетесь так рьяно, не готовы уступить ни миллиметра своего. Впрочем, уверен, что Маринам даже в голову не приходит, что для их схемы нужно движение навстречу и со стороны русских тоже - "Как это? зачем русским двигаться? это же мы все хотим стать русскими, а не они нами!..."

4. Важность бережного отношения к терминологии и точности высказываемых мыслей. Всегда есть соблазн использовать стандартные "мысли-штампы" чтобы объясниться. Но эти "мысли-штампы" могут серьезно исковеркать ваши собственные мысли.

Некоторые друзья воспринимают запись Маргариты как эмоциональный всплеск, где некоторые высказывания шероховаты по причине скоропалительности. У меня создается похожее впечатление. В этой связи я еще раз хочу подчеркнуть важность "слова". Слова передают "тонкость" мысли. Не путать "русскость" с "российскостью". Необходима "гражданская" ассимиляция и не нужна "культурная" ассимиляция. Более того, разные культуры нужно превращать в общие российские. Hе путать "лояльность" и "патриотизм" гражданина с "верностью" "старшему брату". Во втором присутствует жертва, которая зачастую "не понимается" этим же "старшим братом".

В этой связи хочу привести пример тонкости формулировки. Следующая фраза высказана Цискаридзе когда Путин вручал ему Госпремию: "Несмотря на то, что я грузин, очень горжусь, что я российский гражданин и мои заслуги оценены именно в России". Обратите внимание что он подчеркивает свои заслуги - то что он дал России, и за что ему "благодарна" Россия. И не боится подчеркнуть свое грузинство.

5. Нужна серьезная идеология, чтобы сохранить народ в рассеянном состоянии. Оставленная самой себе, диаспора будет растворяться. Армянам из Армении часто невдомек как армянину легко стать неармянином в диаспоре, и что существуют доводы наподобие приведеных Маргаритой обосновывающих это. Что вообще такое этнический патриотизм (http://aram-hakopian.livejournal.com/199026.html)?.  Что это означает на каждом персональном уровне? Если вы уезжаете в эмиграцию, и думаете что у себя в семье сохраните традиции, к которым вы привыкли у себя на родине - вы заблуждаетесь. Вы проводите малую часть своего времени со своими детьми. Они будут большую часть своего времени в школе, в секциях и т.д. Ваши дети будут впитывать в себя культуру общества в котором проживают. Культуру и менталитет не передают разговорами с родителями, на что надеетесь вы. Культурой и менталитетом "дышат" в обществе. Культуру перенимают через многочисленные события происходящие в жизни человека. Через примеры поведения людей, которые вас окружают. Случайные фразы, разговоры и т.д. Вы не сможете дать это все своим детям. И не надо себя обманывать. Осознают ли многие эмигрирующие это? Не уверен.

Теперь вопрос - возможно ли сохранение и преумножение в рассеянии? Ответ - "Да". Евреи доказали это своим примером. Это большой и повседневний труд, идеологический и практический. Армяне делают кое-что, но в лучшем случае их подход оттягивает этот процесс. Диаспора сохраняется только в каких-то компактно-проживаемых очагах. Здесь нужно серьезное понимание процессов для реалистичных интервенций.

Мне кажется, этническую солидарность в хорошем смысле, не в ущерб другим, надо рассматривать в контексте самоуважения. Если у вас даже 10% армянской крови, и даже если вы полностью ассимилировались в другой культуре, армянство это некоторые проценты вашего социального я. Какие-то привычки, традиции, элементы поведения менталитета и т.д., переданные вашими предками, и не обязательно воспринимаемые "армянскими". Не в этом суть. А в том, что ваши корни остались в вас тем или иным образом. И если вы уважаете себя, вы уважаете свои корни.

В США очень распространен "университетский патриотизм". Люди поддерживают "альма-матер" университеты, где они получили свои дипломы. Пожертвования успешных выпускников помогают и дальше поддерживать высокую репутацию этих заведений. В этом есть вполне конкретный практический смысл. Репутация вашего университета тем или иным образом отображается на вашу репутацию и наоборот.

Это к тому что, репутация ваших корней, пусть и 10%, это ваша репутация хотя бы в своих собственных глазах. Успехи страны и народа символизирующие эту долю ваших корней, в ваших собственных интересах, если вы являетесь человеком с большой буквы. И возможно в этом ключе, можно проводить грамотную работу по сохранению диаспоры и ее связи с исторической родиной.

Сохранение диаспоры не означает ограждение себя от других народов. Это невозможно. Невозможно избежать смешивание с другими народами в глобализируемом мире. Но возможно аппелировать к этническим корням, пусть и частичным, и сделать их носителей лояльными своей стране и народу. Нужно разобраться с тонкостями этнического патриотизма, возможно изобрести его армянскую версию, чтобы суметь сохранить народ в рассеянии. И этот "сохраненный" народ не должен быть обязательно 100%-ой армянской кровью. Достаточно и того, что каждый из них будет чувствовать свою причастность к Армении.

По отношению к России я уже высказывался здесь: http://aram-hakopian.livejournal.com/500459.html

- "...сохранение и развитие армянского наследия в России не должно идти в направлении "армянской традиционности". Это все равно невозможно и противоречит сути российской империи. Развитие армянской нации в России должно происходить в смысле интеграции с русским народом. Посмотрите сколько евреев-русских. Они и русские и евреи. При этом не перестают быть евреями в этом смешении и с малыми порциями фактической еврейской крови. Сегодняшнее российское еврейство оно на самом деле еврейство надстроенное над русскостью. Как это делается - это другой вопрос. Сохранение своей идентичности в интегрированном ключе это совершенно другая задача по сравнению с инаковостью "традиционности", проповедуемыми современными радетелями сохранения армянской нации. Но это посильная задача, поскольку армянство при этом станет надстройкoй над русскостью, а не ограждается от нее. Надо понять как это сделали евреи и садаптировать к армянскому менталитету. Изолированность "традиционности" не работает, что доказано ассимиляцией нескольких волн армянской эммиграции в Россию. Для сохранения классической армянской традиционности подходит только Армения, и не надо себя обманывать в другом..."

Другие мысли по этому вопросу:

?

Log in

No account? Create an account