aram_hakopian (aram_hakopian) wrote,
aram_hakopian
aram_hakopian

Category:

Почему армяне и азербайджанцы похожие и разные

Не собираюсь дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Понятно что этногенез это достаточно сложное явление. Но наш соотечественник Армен Асриян, достаточно точно описал похожее явление. Правда по отношению к русским постепенно превращающихся в антирусских в Украине. Не знаком с ситуацией в Украине, и не могу судить о точности этого там, но на мой взгляд, это достаточно точно описывает ситуацию с армянами и азербайджанцами. Кто знаком с обеими народами, армянами и азербайджанцами, видит их схожесть в обыденном менталитете, в еде, в музыке, и одновременно разницу в общественном менталите.

Чтобы понять это явление, эту зеркальность и противоположность, нужно учесть что армяне жили в мусульманских империях, на персидской и турецкой основе, на протяжении веков. При этом Закавказье населялось постепенно служивыми людьми этих империй, которые хозяйничали здесь, и были как правило тюркоязычными ханами и их слугами. Тюркоязычные племена, ввиду их мобильности, использовались империей для заселения окраин империи "лояльными" по вере людьми. И хотя, при этом, они не составляли большинство, процесс "тюркизации" интересен сам по себе.

Вот что пишет Асриян о том, как собственно "перемалывались" одни народности в другие: http://asriyan.livejournal.com/234792.html

(Ассимиляционный процесс первого типа) В замечательном романе «Нож» сербский писатель Вук Драшкович очень подробно описывает процесс этнического перерождения. Процесс превращения серба в боснийского «муслима». Мальчика забрали в янычары в достаточно сознательном возрасте – лет в 10. Спустя лет сорок на родину возвращается немолодой мусульманин, сделавший неплохую военную карьеру. Он строит богатый хутор недалеко от родного села, строит мечеть – но и в родном сербском селе строит богатую православную церковь. Проходят поколения. Хутор разрастается в мусульманское село. Сербы и мусульмане – все более далекие родственники – помнят, однако, о своем родстве, ходят друг к другу в гости, вместе отмечают праздники… Но шестое поколение родственников, когда возникает удобный случай – немецкая оккупация – берет в руки ножи и идет вырезать сербское село. И потрясенные сербы слышат перед смертью от своих шести-, семиюродных братьев: «Мы вас всегда ненавидели!» (Ничего не напоминает?)

(Ассимиляционный процесс второго типа на примере русских и украинцев). «До сих пор мне было неловко, что я живу в Украине, но не говорю на украинском…» Дальше можно не читать. Процесс перерождения запущен. Человеку неловко, что он говорит на своем родном языке.... Испытывает ли неловкость швейцарец, говорящий на ретороманском, не знающий ни немецкого, ни французского? Постоянный, ни на день не прекращающийся прессинг можно выдержать только в одном случае – если ты заранее мобилизован. Если ты знаешь, что на тебя давит враг. Русские Новороссии и исторической Украины не были мобилизованы. Они видели в людях, осуществлявших языковой (тогда еще только языковой) террор не врагов, а сограждан, которых надо понять, в чем-то согласиться, с чем-то спорить, искать компромисс… А искать компромисс с бескомпромиссным врагом – значит заранее обречь себя на поражение. И начинается это поражение, это перерождение с того, что тебе «неловко», что ты говоришь на родном языке.

Надо четко осознавать что "империи" собственно и были империями потому что умели "приручать" и "ассимилировать" народы, и не удивительно что подобное происходило и в Закавказье. Ассимилирование армян судя по всему протекало в похожем ключе. Через службу и связанную с этим конвертацию в другую религию, и через компромисную "адаптацию" к начальствующей силе. Сегодняшние азербайджанцы это смесь армян и родственных автохтонов закавказья с тюркоязычными кочевниками и служивыми людьми. Отсюда и общность в том что у нас есть общие корни. Отсюда и разница в том, что ассимилирование происходило в рамках языковой и ментальной адаптации к "хозяевам", что не являлось местным феноменом. Остальные автохтоны достаточно легко ассимилировались. Армяне же как одна из доминирующих народностей в этом крае продержались до сегодняшних дней.

Реальные проблемы начались когда критическая масса мусульманского населения накопилась в Закавказье, и исчезла необходимость заигрывать с "местным" населением в целях лояльности последних. Лояльность к "местному" была вначале необходима поскольку местные были "кормильцами". Наоборот, увеличивающееся туркоязычное население начало "забирать" пространство местного населения для своих нужд. Оно настолько привыкло что армяне это бесправные "доноры" во всех смыслах, что это породило противоречивое в своем роде чувство расизма. Противоречивое потому, что армяне были для них "вторым" сортом в смысле прав. И одновременно, армяне были образованнее их благодаря своей церкви, что порождало зависть и еще большую неприязнь.

Поэтому мы такие похожие и разные, что замечают многие посторонние наблюдатели. Поэтому имеем расизм азербайджанского и турецкого общества. Поэтому армянин чувствует опасность когда сталкивается с азерами или турками.

Теория ли описанное здесь или реальность? Чтобы ответить на этот вопрос оглянитесь вокруг. Сколько армян растворилось на ваших глазах и перестало фактически быть армянами в третьем поколении, разве что с окончаниями фамилий? И это на прояжении порядка сотни лет. А описанное наверху затрагивает временной интервал в несколько столетий.
Tags: Армения-Азербайджан, Ассимиляция, Империи, Историческая перспектива, Этногенез Азербайджанцев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments