?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Зелик Пинхасик: Об ассимиляции
aram_hakopian
http://www.freie-juedische-meinung.de/ru/kommentarii/813-sushchestvuet-li-evrejskaya-solidarnost-1
http://www.freie-juedische-meinung.de/ru/kommentarii/814-sushchestvuet-li-evrejskaya-sodlidarnost-2?start=

Взгляды на «еврейскую проблему» некоторых еврейских либералов, живущих ныне в США или Европе, напоминают мне взгляды популярных в свое время евреев-марксистов. Почему? Мы же видим, какие блага несут демократия и процесс эмансипации. Может и извечный еврейский вопрос будет решен. И ничего страшного, если еврейский народ сольется с каким-либо другим народом и исчезнет. Память о нем сохранят всемирная история и Священное Писание. Любопытный аргумент: мы боремся за сохранение редких видов растений и животного мира, но почему же сохранение народа, сыгравшего одну из ключевых ролей в истории человечества, является этаким пустяком?

Тот мир, который мы видим сегодня, — это лишь фрагмент истории. Мы не можем предугадать нашего будущего. Но некоторые симптомы вызывают тревогу. Стремительный рост мусульманского населения в странах Европы и одновременно усиление антиизраильских и, в целом, антиеврейских настроений. На наших глазах резко меняется этнорелигиозный состав населения Америки: возрастает удельный вес выходцев из Латинской Америки и Азии, все большую роль в жизни общества играет афро-американская группа, а это таит реальные угрозы положению еврейской общины.

Еврей может, конечно, забыть о своем происхождении, но исторический опыт учит, что обязательно настанет время, когда об этом тебе напомнят другие. Можно вспомнить, как в Испании евреев сжигали по одному подозрению, что крещение ими принято неискренне, и как уже в ХХ веке в Германии тщательно исследовали родословную человека, чтобы обнаружить его еврейские корни. Именно понимая это, приходится говорить о необходимости солидарности евреев диаспоры. Сегодня это уже не только вопрос борьбы с дискриминацией, но и необходимость решать стратегическую задачу выживания как народа. Не исключено — просто физического выживания. И солидарность эта должна выражаться, прежде всего, в стремлении сохранить себя как целостность, способную противостоять негативным воздействиям окружающего мира. Поэтому, размывание еврейской идентичности в странах Запада — крайне тревожный симптом.

***************
Мы наблюдаем процесс размывания еврейских сообществ диаспоры. То, что не смогли сделать века преследований, успешно осуществляет государство равных прав и процесс эмансипации евреев. Размывание целостности еврейской диаспоры всегда происходит в благополучных странах. Мы знаем единственный случай, когда процесс зашел так далеко, что ассимиляция завершилась полностью (Китай). Во всех остальных случаях евреев заставляли вспомнить о своем происхождении изменившиеся политические условия.

***************
Размыванию еврейских общин в современных обществах способствует ряд факторов. Во-первых, снимаются внешние границы еврейского мира, внешние ограничители жизни евреев. Они получают права и фактические возможности осуществления своих стремлений наравне с другими гражданами страны. Приспосабливаясь к жизни в окружающей их среде, они осваивают язык, культуру, образ жизни и ценности других народов. Возникает возможность конфликта лояльности целям еврейского сообщества и гражданского общества, к которому они теперь принадлежат. Некоторые настолько идентифицируют себя с «народом-хозяином», что начинают с неприязнью относиться к чисто еврейским чертам поведения. Во-вторых, снижается влияние внутреннего ограничителя – еврейской религии. В течение многих веков иудаизм выработал механизмы обособления и сохранения еврейского народа.

Секуляризация современных обществ привела и к падению роли религии в жизни еврейского населения. Надо сказать, что религия для евреев имела особое, пожалуй, как ни для какого другого народа, значение. Благодаря религии, еврейский народ был создан, благодаря ей он сохранил свою идентичность в сложнейших условиях отсутствия собственного государства.

Проблемы, стоящие перед еврейской диаспорой, во многом беспрецедентны и являются ответом на вызовы времени. Фактически они формируются в болезненной борьбе мнений и политических решений. В сферах культуры и образования лежат традиционные и хорошо апробированные способы развития еврейского самосознания и еврейской идентичности. Управление процессом светской, а где возможно, религиозной социализацией – одна из возможностей сохранения еврейской идентичности в условиях диаспоры. Мы видим также, что, наряду с ортодоксальным иудаизмом, известное развитие получили консервативное, реформистское и даже секулярное направления. Это, безусловно, попытки общин стать приемлемыми для как можно большего числа своих членов. Но в условиях падения интереса к религии и массовой интеоризации культурных ценностей «народа-хозяина», значение традиционных способов и приемов формирования еврейской идентичности и развития на ее основе национальной солидарности уменьшается. Возникает необходимость поиска рычагов воздействия на этот процесс вне религиозной и культурной сфер.

Где же эта сфера незадействованных возможностей сплочения общин Диаспоры? Эта сфера, которая традиционно считалась табуированной для еврейской активности. Это – сфера политики....