?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Железная "артерия" в Иран создаст обещанные 100,000 рабочих мест и стабильность на 5 лет
aram_hakopian
Оригинал взят у aram_hakopian в Железная "артерия" в Иран создаст обещанные 100,000 рабочих мест и стабильность на 5 лет
В США несколько раз опробовался механизм оживления экономики через инфраструктурные проекты. Примеры включают Плотину ГувераПроект скоростных автомобильных дорог СШАсегодняшние планы администрации Обамы по строительству железных дорог

Дорога в Иран оценивается в порядок $1 млрд. Пусть будет $2 млрд, чтобы строили стратегически, с инфраструктурой, ответвлениями и т.д. Это проект "обустройства" страны и денег не надо жалеть. Более того, Армении надо построить не только армянский участок, но и если понадобится - Иранский тоже. С грубой прикидкой, пусть напрямую будет вовлечено 10,000 человек с зарплатой в $10,000/год, скажем за 5 лет это $500 млн. Я намеренно поднял цену до 2-х миллиардов, чтобы этот мега-проект включал в себе не только дорогу, но и серьезную инфраструктуру. Может быть обьединенную с автомобильными дорогами и т.д. Чтобы не было вопросов о количестве работающих. Такое вливание в экономику создаст множество "непрямых" рабочих мест по обслуживанию строительства и предоставления услуг армии нормально зарабатывающих людей и их семей. Без точных расчетов, эффект будет приближен планам правительства по обеспечению 100,000 рабочих мест.

Более того, затеяв это строительство, Саргсян поднимет невероятно свою популярность как первый президент замахнувшийся на стратегическое строительство, и можно предположить что его переизбрание станет техническим вопросом, и заслуженно.

Где взять деньги? Если будет хороший бизнес план, можно взять в долг, или призвать диаспору вложиться в инвестиции. Не в гуманитарную помощь, а инвестиции. В случае с диаспорой, нужно продумать всю технологию строительства и открытости расходов и бухгалтерии прежде чем вообще заикаться об этой возможности.

То есть вопрос не в том где взять деньги. Вопрос в том, как проработать проект чтобы инвесторы спокойно вложились в строительство. Не надо бояться брать в долг. Брать в долг опасно когда деньги транжируются. Но это не опасно когда оживляется экономика. Чтобы понятнее была мысль, такой вот пример. Допустим вы берете в долг $1млрд. И это скажем соответствует 30% вашего бюджета. Если в результате подьема экономики ваш бюджет вырастает в два раза, этот долг оказывается меньше чем порождаемый ею положительный эффект. В этом и есть смысл американской стратегии оживления экономики через крупные экономические проекты.

Я это к тому, что железная дорога и сопутствующая инфраструктура являются очевидными мегапроектами по оживлению экономики в ближайшие несколько лет. Независимо от глобальной коньюктуры и кризисов. И не пользоваться этой возможностью означает отсутствие воли и стратегического видения. Дорога должна стать "артерией" страны. По пути должны быть оживлены населенные пункты теми или иными креативными проектами, чтобы дорога "подпитывала" местное население коммуникациями, и население обслуживало дорогу. То есть это не только должна быть дорога, а именно дорога, которая вдохнет "кислород" в страну. Она должна обеспечить также недорогие туристические потоки с Ираном, и возможно для внутреннего рынка услуг. Возможно, что с наличием железной дороги также отпадет необходимость в нефтепроводах. А через 5 лет скорее всего рассосутся и проблемы Ирана с международным сообществом.

И еще. Статегически важно оживить районы Ирана, примыкающие к Армении, чтобы диверсифицировалось население. Иран на сегодняшний день - дружественная страна, и дай бог такой останется. "Маленький" масштаб Армении вполне компенсируется масштабами Ирана, если нашим "капиталистам" нужен будет простор как в советские времена для более крупной по масштабу деятельности.

Большие масштабы деятельности создадут поле для приложения энергии серьезных политиков, которым тесно на сегодняшнем армянском экономическом и политическом поле. Скажем Роберт Кочарян был в хороших отношениях с Иранским руководством и мог бы возглавить "независимый контроль" за ходом строительства. И это бы разрядило до определенной степени столкновение амбиций Саргсяна и Кочаряна, и приложило бы энергию последнего в амбициозный проект в пользу своей страны и почему нет - своей политической репутации. Поскольку масштаб деятельности будет не меньше объема работы всего правительства. То есть соразмерен весу этого политика. Жесткий стиль Кочаряна который не нравился политическому полю, вполне подойдет и будет кстати для хозяйственной активности такого масштаба. Кстати на Кочаряне не настаиваю, для многих он противоречивая фигура. Можно и без него.



  • 1
а разговоры уже реальные?

Разговоры имеют свойство материализовываться, особенно когда некоторые мысли становятся очевидными. Железную дорогу Иран-Армения надо решать в связке с модернизацией всей экономики. Нужна поэтапная программа постепенных подвижек в одном и другом, и систематическое претворение этих идей в жизнь. Для этого нужны концептуальные разработки. Это достаточно трудно для нынешней администрации Армении. Но дело в том, что нет выбора. Или идти вперед, или в задницу. Извините за слово.

Этой записи три года. Как видите все еще актуально

актуально-то актуально, но нужна политическая воля, нужно, чтобы наши власти вышли из-под диктовки москвы.

Диктовка Москвы - это не причина, а следствие сложившихся реалий в экономике. Она преувеличена. Если кто-то помогает, он может навязывать свои условия. Не будет попрошайничества, не будет диктовки. А для этого нужно то, что я упомянул.

  • 1