?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сергей Румянцев. Ускользающая Современность.... Азербайджана...
aram_hakopian
(ссылка от К. Агекяна) http://historians.in.ua/index.php/en/doslidzhennya/1641-sergej-rumyantsev-uskol-zayushchaya-sovremennost-postsovetskaya-modernizatsiya-azerbajdzhana-sotsiologicheskoe-esse

Очень точное описание реалий Азербайджана:

"...Но и в данном случае речь идет не столько об утверждении равных прав и обязанностей в соответствие с конституцией, сколько о необходимости найти наконец правильное название для доминирующей группы – «титульной нации». Последних, по этой версии, нужно отделять от всех граждан-азербайджанцев и называть азери-турками или просто турками/ тюрками. Именно эта "титульная" группа обладает эксклюзивными правами на владение страной. Все остальные получают права проживания в стране в дар от доминирующей группы.

В этом контексте статусного ранжирования этнических групп, советский конструкт "дружбы народов" заменяется на эссенциалистский миф о "генетической толерантности" азербайджанцев (т. е. турков/тюрков-мусульман), подменяющий собой принципы защиты гражданских прав. Т. е. в стране сложилась межэтническая и межконфессиональная гармония, атмосфера некоего "истинного мультикультурализма" не потому, что все граждане равны перед законом, но по причине уникальной толерантности этноса азербайджанских турков. Таким образом, наследие, преобретенное в русле второй традиции, отражается и в постсоветском официальном национализме, становясь существенным препятствием для формирования свободного общества и единой гражданской нации.

По словам политолога Зардушта Ализаде: "Из-за отсутствия сформировавшихся страт в стране трудно считать какую-либо партию либеральной,  социалистической или националистической. Но условно можно отнести большую часть политических образований страны к националистическим, в том числе к этно-националистическим, граничащим с фашизмом..."

"...Рискну сказать, что одно из важнейших отличий состоит в том, что современный азербайджанский авторитарный режим слаб. Мало вероятно, что эта система сможет протянуть семьдесят лет, выпавшие на долю Советского союза. Нынешний режим может существовать только в тепличной атмосфере высоких доходов от нефти и газа9, а также массовой эмиграции работоспособного населения. Современная азербайджанская политическая система лишена динамики. Неспособна быстро реагировать и приспосабливаться к постоянно изменяющейся ситуации. Любой сколько-нибудь серьезный вызов (не важно, экономический или политический), с течением времени просто неизбежный, способен потрясти всю эту систему до основания. И в конечном итоге разрушить ее.

В последние годы все чаще можно услышать, что многие процессы, или политические и экономические институты на постсовестком пространстве имитируются. Так, например, имитируется переговорный процесс по Карабахскому конфликту. Или имитируются демократические реформы. Или борьба с коррупцией. Имитация в данном случае удачное понятие. Но его применение кажется ограниченным. В моем представлении Азербайджан, в плане своего политического и экономического устройства – это имитация модерного государства. Это пример государства-симулякра. Пример тотальной имитации современных политических институтов и отношений. Или, по другому:

Азербайджанский политический режим представляет собой комплекс имитационных практик, отношений и "институционального камуфляжа"10, позволяющий осуществлять широкую международную дискурсивную репрезентацию Азербайджана, приватизированного небольшой группой людей,  как реально существующего современного государства...."