?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Железные дороги Иран-Азербайджан-Россия-Европа и Иран-Армения-Грузия-Европа
aram_hakopian
Я посвятил целую серию статей о железной дороге Иран-Армения. Тему мурыжили, издевались на ней, болтали попусту. Все твердили что не выгодно. РЖД твердилa что везти нечего. Армения это тупик. Теперь вот оказывается что РЖД будет вкладывать в альтернативный проект «Север – Юг» (Иран-Азербайджан-Россия) через Россию, и мол это составит конкуренцию маршруту через Суэцкий канал. Грузы нашлись и их будут везти аж из Индии: http://www.1news.az/economy/20160409011731968.html

То есть есть что везти. Просто через Армению Россия не хотела везти. Рассмотрим все аспекты:

1. Ставка на РЖД в оценивании перспектив дороги Иран-Армения была серьезнейшей ошибкой, это все равно что вовлекать в свой бизнес жадного конкурента. Предположение что совместное пользование инфраструктурой будет интересно РЖД не оправдалось. На самом деле, дорога через Армению не является конкурентом российской дороге, поскольку все равно будет существовать дорога через Азербайджан-Грузию-Турцию. Грузии есть резон предоставлять свои порты Армении поскольку это диверсификация от чересчур сильной зависимости от Азербайджана.

2. Железная дорога через Азербайджан и Россию не уменьшает значимость армянской дороги. Более того, альтернативный путь в интересах потребителей и найдутся серьезные потребители:
http://aram-hakopian.livejournal.com/882679.html

3. Основной интерес Азербайджана в российском направлении это транзит и лишение Армении возможности использовать похожий маршрут. Интерес России здесь в перевозке контейнеров из Азии. И возможного транзита в северную Европу. Грузы в южную Европу пойдут через Азербайджан-Грузию-Турцию.

4. При наличии дороги через Азербайджан, значение дороги Иран-Армения появляется сразу же когда она будет реально построена. Когда дорога есть и она может предложить выгодные условия, появится бизнес который захочет воспользоваться этим. Даже если есть альтернативные пути. Для Армении это также прорыв в коммуникациях и возможность реально поднять экономику если строительство будет совмещено с инфраструктурным "обживанием" юга Армении. Транзит может пройти через черноморские порты Грузии, а в далекой перспективе даже через Турцию. Более того Европа придает очень большое значение диверсификации своих коммуникаций. Тем более если альтернативы проходят через такие "капризные" страны как Азербайджан, Россия и Турция. Кроме того районы, где будет проходить железная дорога через Турцию, могут стать нестабильными из-за курдского фактора.

5. Откуда брать деньги на такой масштабный проект? Почему-то многим кажется что логическая цепочка работает следующим образом: Деньги -> Идеи -> Претворение-в-жизнь.

На самом деле логическая цепочка гораздо чаще работает в следующей последовательности:
Идея -> Хорошая Проработка -> Деньги -> Претворение-в-жизнь.

Если нет денег, то скорее всего плохо проработано. Есть множество способов найти эти пресловутые 3 миллиарда долларов. Банки, инвестиционные фонды, кроудсорсинг-и и т.д.

Мои предыдущие статьи на эту тему: