Previous Entry Share Next Entry
О трех армянских президентах, как судить их правление
aram_hakopian

Справедливо или нет, на сегодняшний день Саргсяну и Кочаряну нет обратной дороги в армянскую политику. Эти два президента имеют большие заслуги перед страной, но СПРАВЕДЛИВО ИЛИ НЕТ, их имена крепко связываются с клубком сегодняшних проблем Армении, и по-мнению многих, несправедливым устоявшимся общественным порядком. В связи с этим, дискурс возвращения этих президентов не стоит на повестке дня. Тоже самое имеем с Левоном Тер-Петросяном. При всех недавних маневрах этого политического деятеля, прямое его возвращение представляется невозможным, поскольку еще существует поколение помнящее "прелести хаоса" его управления.

Есть другой дискурс - это защита этих людей, от несправедливого суда и защита "накопленного опыта традиции" непродолжительной пока армянской государственности в части положительных достижений в новейшей истории. Эти достижения являются репутационным капиталом государства, и "юношеские максималисткие" действия новой власти по ее отрицанию вредны, о чем я много раз уже высказывался.

Хотим мы или нет, три президента Армении это часть становления государства независимо от многих отрицательных явлений. Это не означает их иммунитет от справедливого суда за осуществленные ошибки. О суде будет скзано далее в тексте. Это означает что любое строительство нового сопряжено с ошибками, и следует очень осторожно обращаться с вольными интерпретациями "права на ошибку". Потому как впереди много другой "новой работы", и эволюция от одного отрицания к другому отрицанию не будет способствовать развитию государства. Интерпретации "ошибок прошлого" мерками "настоящего" это также серьезная методолическая ошибка.

Одновременно есть большой запрос в обществе о подотчетности государственных деятелей. Есть также запрос в обществе в справедливом делопроизводстве, справедливых судах и справедливых выборах. Вся новейшая политическая жизнь Армении это бесконечное мусоливание, дрязги и суета вокруг этих проблем. Вопрос об оценке деятельности президентов из той же оперы. Как и кто будет оценивать деяния других людей.

Чтобы понять эту проблему, следует осознать невозможность в теории в абсолютной справедливой оценке неидеальных людей неидеальными людьми. Вы не можете мерить один миллиметр прибором с точностью в один сантиметр. Это есть причина того, что система несправедливости устойчива - именно из-за того, что имеет дело с неидеальными людьми, включая весь "народ" в неком общем понимании.

Современная "положительная" практика в этом направлении, это независимость суда от всех заинтересованных сторон. Даже это не гарантирует справедливый суд, поскольку стороны пытаются вмешаться в процесс правосудия тем или иным способом, учитывая "неидеальность" судей. Более того, в коррумпированных странах, сами судьи создают "заинтересованности", из желания нажиться на "обвиняемых" тем или иным способом.

То есть нет "идеального" инструмента по оценке деятельности людей. Если "ошибки" по суду простых смертных и чиновников еще как-то приемлимы, они неприемлимы когда дело касается символов государства, таких как президенты.

В таких случаях, максимальная достигаемая степень "независимости" в условиях Армении, это расследование деятельности президентов через независимую парламентскую комиссую, с равным представительством разных политических фракций во избежание давления отдельных политических групп. Это все равно не будет идеальным раскладом, но пожалуй наиболее приемлимым в современных армянских условиях. Более честным решением будет откладывание этого расследования до времени устаканивания политической ситуации и административной реформы, когда можно будет больше доверить разбирательство упомянутым инстанциям.

Эволюция зрелых государств происходит с осознанием того что никто не знает "универсальной формулы процветания и справедливости". Все государства находятся в уникальных обстоятельствах и эти обстоятельства постоянно меняются. Успешная формула не в знании "конечного результата", а в том, что государственная система постояно адаптируется через последовательные шаги по настройке системы, самоочищению, взращиванию аналитических и деятельных "мускулов", взращению нового поколения людей, и т.д.

С точки зрения реализма, невозможно сразу построить "идеальную Армению" с неидеальными людьми, неидеальной элитой и да - неидеальным народом. Но постепенные шаги по изменению жизни в правильном направлении будут выправлять мозги и элите и народу, и это "идеальное" все более и более будет просматриваться через постепенные преобразования. То есть не следует "разочаровываться" в элите или народе. Надо строить систему, которая сама выращивает и адекватную элиту и адекватный народ.

Для "застоявшихся" государств "революции" это зачастую импульс к развитию, но которые, к сожалению и зачастую, создают множество других проблем.

Для зрелых государств, само существование это беспрерывные "маленькие революции" в каждом направлении. Шаг к улучшению, оценка этого шага по результатам, работа над ошибками, и следующий шаг. Это беспрерывная работа которая и есть строительство хорошей жизни, а не "идеальные представления" о справедливом обществе. "Справедливое общество" надо строить таким кропотливым трудом, оно не сваливается с неба через наивные представления об идеальном обществе.

Все эти рассуждения могут показаться идеализированными и нереальными. Это будет так если пытаться противопоставлять "справедливость" реальной жизни и реальным интересам людей. Мудрость заключается в том, что "справедливость" и "интерес" не являются взаимоисключающими понятиями. И как правило выигрывают и процветают те нации, которые совмещают два этих понятия, когда "интерес" процветает в "справедливости", и "справедливость" углубляется благодаря "интересу".


?

Log in

No account? Create an account